Паника настигала ее в одиночестве, когда сама дома или сама едет в автомобиле. Чувство сильного страха сопровождается тахикардией, давлением в голове, давлением на глаза, что в свою очередь усиливало страх, ибо рядом нет никого, кто может оказать помощь. Во время приступов хотелось залезть под одеяло с головой и закрыть глаза (если дома), под одеялом наступало облегчение, но одеяло не всегда есть под рукой.
Началось это за полтора года до обращения ко мне во время знакомства с родителями мужа, чувствовала напряженность, нервозность, хотелось понравиться его родителям (объективно – красивая лицом и фигурой, ухоженная, культурная, образованная – не понравиться трудно). Нервозность, напряжение и на своей свадьбе. Это событие совпало во времени со сменой руководства на работе, новый руководитель, видя ее добросовестное отношение к работе, именно ей поручил трудное и ответственное задание. Пришлось работать допоздна, на выполнение отводилось мало времени. Ее мать передавала на работу еду, работала даже в обеденный перерыв. Так продолжалось некоторое время, уставала сильно физически и эмоционально, однажды утром ехала на работу на своем авто (тогда еще могла ездить сама), случился панический приступ, тахикардия, рвота, остановила машину и потеряла сознание. Благо люди вызвали скорую помощь, отвезли в инфекционную больницу, списав на пищевое отравление. Через трое суток была выписана, и вскорости снова попала туда, уже на более длительный срок, ацетон ++++ не могли нормализовать никакими методами на протяжении 10 суток.
После лечения мать повезла к знахарке, та начитывала молитвы на воду, давала ей эту воду пить, наступило короткое облегчение. О том, что есть такая профессия – психолог (а ей психолога уже было мало, здесь нужен психотерапевт), женщина конечно же знала, но не верила в это и нашла в интернете известного в стране астролога, которая дала почитать книгу о душах, прочитав, почувствовала, что живет в нереальности. Поехала к этой астрологше на консультацию в другой город, стало еще хуже. Дальше состояние только ухудшалось и дошло до страха вылезть из-под одеяла утром и выйти из квартиры. На работу-с работы только с мужем, дома тоже лучше не одной.
Консультация терапевта – направление к кардиологу, обследование - кардиограмма хорошая, МРТ головы – без изменений, УЗИ щитовидной железы – без изменений. Поставленный диагноз ВСД (практически равно невроз),назначены сосудистые препараты. Лечение естественно безрезультатное.
Психотравмирующие детские ситуации (которые помнила): детский садик с 4 лет, там было плохо, ибо заставляли днем спать (о том –же говорит большинство моих клиентов), ставили воспитатели в угол за мелкие непослушания. Школа с 6 лет, мать жестко контролировала учебу, кричала, иногда и била, требовала быть отличницей, что девочке приходилось выполнять в 1-4 классах. 5-7 классы учиться стала хуже, сильно сказалось расслоение класса по материальному признаку, чувствовала себя изгоем. В классе сформирована своя «элита» более материально обеспеченных. Так было, пока главарь этой псевдо «элиты» в нее влюбился, почувствовала себя хорошо, стала снова отличницей, уже без материнских угроз. Дальше ВУЗ, работа, жизнь.
После консультативного сеанса, поняв, что момент психотравмы, приведший клиентку к такому тяжелому состоянию вытеснен в бессознательное, ибо не нравиться спать днем в садике не угрожало ей особо ничем, как и постановка в угол, как и проверка уроков матерью, я назначил сеанс гипноанализа.
В глубоком гипнотическом состоянии всплыли те переживания, о которых она не помнила сознательно. Их много, описывать нет смысла. А случилось вот что: в школе учился неуравновешенный мальчик, он был старше моей клиентки, его считали психически больным, он мог побить кого-то из детей, девочка об этом знала и очень его боялась, стараясь избегать встречи с ним. Она первоклассница (помним возраст 6 лет, это важно), дежурила в классе сама, все уже пошли домой, в коридорах пусто. Вышла из класса, идет коридором, гулкие ее шаги слышно далеко, в коридоре полумрак, и тут из укрытия выскакивает этот псих! Нападает на нее, кричит, машет руками, угрожает убить. Испытала сильнейший страх, тогда ей удалось убежать от того мальчика, но страх остался с ней в виде цепочки нейронов в головном мозге, которая самопроизвольно запускалась, когда уже взрослая женщина оставалась сама (по терминологии Павлова – больной пункт в коре головного мозга). Патологический условный рефлекс в этом случае был привязан к нахождению в одиночестве физически. Во время сеанса дугу этого рефлекса удалось разомкнуть.
Дал женщине две недели времени на проверку качества работы, по телефону сообщила, что чувствует себя хорошо, вернулась в реальность. А причем здесь знакомство с родителями мужа, свадьба, ответственное задание на работе? – спросит внимательный читатель. Почему паники не было раньше? Ответ: эти события вызвали перенапряжение корковых процессов в мозге, что привело к нервной усталости и снижению тонуса коры больших полушарий мозга, и как следствие, активации подкорки, а эмоции « живут там». Это кратко, одной фразой, на самом деле все физиологически сложнее. Приходила, теперь уже бывшая клиентка, ко мне еще, уже просто поговорить о психологии и психотерапии, ибо ей это стало интересно.