Первый эпизод: «маленькая девочка в красном платьице и женщина, она ругает и кричит, машет рукой перед лицом, это воспитательница детского сада, мне 3 годика, я перед ней беззащитна, безпомощьна, как на расправе. Дальше:
большая, темная комната, проснулась ночью от желания в туалет. Я одна! Совсем одна! Никого нет, полная темнота, ужас! Туалет на другом конце комнаты, надо туда идти, надо встать, сковывает ужас перед темнотой и страх одиночества. А если встану с кроватки меня накажет злая воспитательница! Ничего сделать нельзя. Остается только терпеть.» Это повторено три раза.
В этом эпизоде жизни девочка испытала несколько неприятных эмоций: страх темноты, переходящий в сковывающий ужас, страх закрытого пространства, незащищенность, одиночество, страх наказания, безысходность (ничего сделать нельзя). В этом сеансе проявило себя еще одно чувство, оно осталось ею не идентифицированным, проявилось телесно внизу живота, охарактеризовала его как «темное, обволакивающие, наподобие сигаретного дыма, нехорошее, связанное со смертью или покойником, но не одиночество, оно в области матки, доходит до тошноты».
Дополнительно проработаны чувства обиды на мать, дедушку, бабушку, страх наказания воспитательницей.
Здесь хочу сделать отступление и высказать свое мнение о детских садиках. В работе сталкиваюсь с психотравмами, полученными детьми в детсадах, очень часто. Чаще всего это страх наказания воспитателями, ибо работать в детсады идут далеко не от любви к детям, а чаще от скрытого собственного желания наказывать. В детсадах часто формируется и заниженная самооценка, когда те-же воспитатели унижают детей своими оценками, неосторожным словом, и как следствие ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми не в свою пользу.
Часты обиды на родителей, отдавших ребенка в детсад, особенно когда маме надо было к подругам, в кино, выпить спиртного, погулять и т.п.,и даже на работу. А сколько раз я слышал — я не хочу днем спать, а меня заставляют! Я не хочу есть, а меня заставляют! Если сравните правила в детском садике (все по часам, все должны в одно время прийти, уйти, захотеть есть, в туалет, спать, рисовать, играть, петь и т.п.) и правила в концлагере, то найдете много общего. Я отрицательно отношусь к детским садикам именно из-за таких правил. И когда слышу от уже взрослых моих клиентов, что в садике было хорошо, для себя я сразу отмечаю, что им дома было плохо, раз они старались убежать в садик, фактически в детскую тюрьму.
В описанном случае девочка была в круглосуточном!!!! детском садике! Значит никому не нужна: мама на сессию укатила, дедушка с бабушкой от нее избавились таким образом. Всех деток забрали вечером родители, а она осталась в большой, темной комнате совсем одна. Воспитательница злая ( да и где воспитатели в концлагере добрые?), много раз наказывала девочку и других детей в ее присутствии (агрессия на другого воспринимается, как агрессия на себя). Перед нею она полностью беззащитная, от нее зависима. Это же надо дойти в «воспитании» до такого маразма, чтобы наказывать детей за желание пойти в туалет! Что делала (а другие и продолжают делать) эта горе-воспитательница? Она делала удобно себе! Когда дети покорно лежат в кроватках она может заниматься чем хочет, ибо в других случаях вынуждена заниматься работой, а ей не хочется.
После сеанса договорились с клиенткой, что она некоторое время понаблюдает за собой.