Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)

Невроз навязчивых состояний
или обсессивно-компульсивное
расстройство

Основной причиной возникновения невроза навязчи­вых состояний является действие психической травмы. Психические травмы большой силы могут непосредст­венно вызывать навязчивые явления. Так, могут возни­кать некоторые навязчивые воспоминания (образы), вос­производящие тяжелую психотравмирующую сцену, на­вязчивые мысли и действия. Сюда же относится и часть заболеваний иатрогенной этиологии, например некото­рые фобии — сифилофобии, канцерофобии, а также на­вязчивые ипохондрические идеи. Навязчивые переживания могут также вызываться и условнорефлекторными раздражителями, бывшими в прошлом индифферентными и ставшими патогенными в результате совпадения во времени с условно- или безусловнорефлекторными раздражителями, вызвавшими чувство страха. Так, чувство страха вызванное сердеч­но-сосудистыми нарушениями, совпав во времени с пребыванием на площади или свистком локомотива, может в дальнейшем вызываться ими по механизму условного рефлекса.

Иногда к возникновению невроза навязчивых состоя­ний ведут психотравмирующие конфликтные ситуации, порождающие сосуществование противоречивых тенден­ций, например желание жить вместе с матерью и в то же время жить отдельно от нее. Сюда же относятся и ситу­ации, ведущие к столкновению полового или другого влечения с представлениями о недопустимости его удов­летворения, т. е. ведущие к сшибке процесса безусловно-рефлекторного возбуждения, идущего из подкорки, с действием тормозных условнорефлекторных раздражите­лей или их следов. Основным симптомом заболевания являются навязчи­вые состояния. Это образы, мысли, чувства или дейст­вия, непроизвольно вторгающиеся в сознание, необосно­ванность которых больные понимают, с которыми они борются, но преодолеть их не могут.Иногда критическое отношение на высоте пережива­ния может временно утрачиваться больными (например, навязчивый страх заболеть сифилисом или спидом может временно перейти у больного в уверенность в том, что он уже болен), и тогда навязчивое переживание переходит чаще всего в сверхценную, реже в бредовую идею.

Навязчивые состояния подразделяют на навязчивости в интеллектуальной (обсессии), эмоциональной (фобии) и моторной (компульсии) сферах. Такое разделение чисто условное, т.к. в каждом навязчивом явлении в той или иной степени содержаться и навязчивые мысли, и страхи, и движения, тесно взаимосвязанные. Примером служат больные с тяжелыми формами невроза навязчивых ситуаций, у которых развились действия разнообразного характера в виде так называемых ритуалов, имеющих охранительную функцию.

   Навязчивые представления часто носят характер ярких навязчивых воспо­минаний. Сюда относятся некоторые мелодии, отдельные слова или фразы, от звуковых образов которых больной не может освободиться, а также зрительные представ­ления. Иногда они носят яркую чувственную окраску, свойственную ощущениям, и приближаются к навязчи­вым психогенным галлюцинациям. Могут они носить также тактильный характер: что-то застряло в горле, по телу бегают мурашки и т.п. Нередко у больных неврозом навязчивых состо­яний отмечается навязчивое стремление вызывать у себя определенные образы, например того или иного увиден­ного лица, обнаженных половых органов или нечистот.

При навязчивых воспоминаниях могут возникать не только навязчивые представления (образы), но и навяз­чивые мысли. Например, больной должен мучительно вспоминать те или иные географические названия, име­на, стихотворения. При навязчивых кощунственных или «хульных» мыслях, помимо воли больного, в сознании всплывают мысли, по содержанию противоположные тем, которые отражают действительное отношение чело­века к тем или иным вещам — мысли циничного содер­жания в отношении уважаемых лиц, богохульные мысли у религиозного человека.

При навязчивых мудрствованиях («умственной жвач­ке») больные вынуждены бесконечно размышлять по поводу тех или иных вещей, которые для них не имеют никакого значения и не представляют интереса, напри­мер, размышлять о том, что случится, если на земле на­ступит состояние невесомости или если человечество ли­шится одежды и все должны будут ходить обнаженны­ми или если у людей сзади вырастет еще по две руки, как тогда люди будут работать, одеваться.

При навязчивых состояниях имеется не на­вязчивое влечение к совершению действий, а страх перед воз­можностью их совершить (броситься с высоты, совершить само­убийство, ударить близкого человека острым предметом), связан­ный с ярким представлением этого действия, в связи с чем они ни­когда не реализуются.

При навязчивых сомнениях обычно возникает мучи­тельная неуверенность в правильности или завершенно­сти того или иного действия со стремлением вновь и вновь проверять его выполнение. Больные с навязчивым сомнением десятки раз перепроверяют закрыта - ли дверь, выключен – ли газ, ел. энергия, вода и т.п.

При навязчивых опасениях больные мучительно боят­ся, что они не смогут совершить то или иное действие или выполнить тот или иной акт, когда это потребуется, например сыграть перед публикой на музыкальном ин­струменте или вспомнить слова роли, ответить, не покраснев на экзамене или руководителю, совершить половой акт, помо­читься в присутствии посторонних, уснуть, начать хо­дить, встав после болезни с постели, проглотить пищу и т. п. Навязчивое опасение иногда может вести к нару­шению соответствующей функции и тогда давать картину невроза ожидания.

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)

 

 

Навязчивые страхи (фобии) наиболее разнообразны и встречаются чаще всего. Сюда относится боязнь смерти orвсевозможных причин — заболевания сердца (кардио­фобия), возможности покончить жизнь самоубийством (например, выброситься из окна, броситься в воду с мо­ста, нанести себе ранение острым предметом), боязнь погибнуть под обломками здания или во время железно­дорожной, авиа- или автокатастрофы, быть пораженным молнией и т. п., боязнь заражения сифилисом (сифилофобия), бешенст­вом, заболевания раком (канцерофобия), ин­фарктом миокарда (инфарктофобия), психическими и прочими заболеваниями, страх загрязнения, боязнь вы­соты и глубины, боязнь открытого пространства, улиц, широких площадей, закрытых помещений (клаустрофо­бия), страх за судьбу своих близких, боязнь одному хо­дить по улице или обратить на себя внимание и тому подобное.

Важной особенностью фобий является то, что страх при них кондиционален (по лат. conditio — условие), т. е. появляется лишь при определенных условиях — в той или иной ситуации или при возникновении опреде­ленных представлений и не возникает вне этого. Таким образом, фобия — это страх, связанный с опре­деленной ситуацией или группой представлений и не возникающий в их отсутствие она от­личается от страха при неврозе.

Можно различать следующие три степени выраженно­сти навязчивых страхов, которые мо­гут переходить одна в другую:

при I степени страх про­является лишь под действием травмирующего раздра­жителя, при непосредственном соприкосновении с ним;

при II степени, кроме того, и при ожидании реального предстоящего столкновения с объектом страха;

при III степени — уже при одном представлении о таком столк­новении.

В последнем случае навязчивые представле­ния могут настолько охватывать больного, что он не мо­жет в течение нескольких часов или дней встать с по­стели («постельный период») или выйти из комнаты. Сюда же относятся и некоторые тики — короткие, стере­отипно повторяющиеся движения, совершаемые больны­ми. Среди них могут быть гримасы, подмигивания, по­щелкивание языком, жест поправления волос или во­ротничка. Движения эти не ограничиваются мышцами, иннервируемыми только одним нервом, а носят характер довольно сложных актов.

Элементарные навязчивые движения чаще всего воз­никают в детском возрасте. Первоначально они могут быть связаны с неудобной одеждой, реакцией смущения, неприятными ощущениями или подражанием. В дальней­шем при многократном повторении они становятся при­вычными, фиксируются. В отличие от истерических ти­ков в патогенезе их не участвует механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности» бо­лезненного симптома.

При экспериментальном исследовании высшей нерв­ной деятельности больных неврозом навязчивых состо­яний выявлены выраженные явления инерт­ности возбудительного процесса и лишь у незначитель­ной части больных — инертность обоих нервных процес­сов. Очаг патологически инертного возбуждения, лежащий в основе того или иного навяз­чивого состояния, вызывает в мозговой коре больного явления отрицательной индукции, с одной стороны, и запредельного торможения — с другой. Исследование корковой динамики у этих больных указало на недо­статочность у них процессов внутреннего активного тор­можения. Инертностью процесса возбуждения объяс­няется невозможность для больных подавить явления навязчивости усилием воли, мучительное чувство бесси­лия в борьбе с ними, а также невозможность быстро за­кончить действие, носящее навязчивый характер, отсут­ствие чувства удовлетворенности при его окончании. Этим же объясняется и то, что явление навязчивости лишь с большим трудом поддается подавлению, напри­мер при отвлечении внимания, и что действие различ­ных новых раздражителей для этого часто оказывается слишком слабым.

Фобии, по И. П. Павлову, являются патологическими пассивно-оборонительными реакциями. Резкое усиление пассивно-оборонительного инстинкта и в связи с этим склонность к фобиям могут возникнуть при взаимодей­ствии безусловных рефлексов (инстинктов), при котором пассивно-оборонительный рефлекс оказывается усилен­ным не в результате слабости других безусловных реф­лексов, а вследствие иррадиации на него возбуждения или положительной индукции со стороны другого без­условного рефлекса, например полового. Отсюда нередко повышенная склонность к пассивно-оборонительным ре­акциям (фобиям) у лиц, у которых вследствие coitusinterruptusили других причин половое удовлетворение не наступает. С нормализацией половой жизни в этих случаях исчезает и повышенная склонность к пассивно-оборонительным реакциям.

По своему генезу навязчивые состояния могут быть разделены на элементарные и криптогенные. Первые из них возникают непосредственно вслед за действием вызвавшего их сверхсильного раз­дражителя, причем причина их возникновения очевидна, больные отдают себе отчет в том, что вызвало их забо­левание. Сюда относится, например, страх езды на автомобиле, развившийся после автока­тастрофы, боязнь животных у детей, испуганных этим животным, страх качаться на качелях после падения с них, а также некоторые иатрогении. В отличие от этого криптогенные (от греч. «криптос» — скрытый) навязчи­вые состояния возникают, казалось бы, без внешнего повода, и причина их возникновения скрыта. Больные обычно не могут указать, что явилось причиной возник­новения заболевания.

Основным методом лечения невроза навязчивых состояний, как и других неврозов, является психотерапия, в частности гипнотерапия, позволяющая найти психотравмирующий момент в жизни больного и устранить его.

Другие и похожие статьи

Психология: эдипов комплекс у мужчин
Мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и...
Читать далее...
Зависимости и их влияние на жизнь человека
Зависимость – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности или объекте.  ...
Читать далее...
Сборник цитат №2: цитаты о любви и отношениях
  Сборник цитат №2:цитаты о любви и отношениях Уходишь — не оглядывайся. Оглянешься — вспoмнишь....
Читать далее...
Мужчина в женщине: анимус
Так же, как характер анимы мужчин формируется под влиянием матери, у женщин основное влияние на анимус...
Читать далее...
Сборник цитат №1: цитаты со смыслом
  Сборник цитат №1Цитаты со смыслом Если проблема решаема – о ней не стоит беспокоиться, если не решаема -...
Читать далее...
Верьте в себя
Несколько лет тому назад был проведен один большой научный эксперимент. Он заключался в следующем. В...
Читать далее...