Все мы родом из детства, но еще до рождения в человеке уже заложены инстинкты, в т.ч. сексуальный. Бессознательная часть психики (по Фрейду – Оно) является наследственным фактором, а влияние внешнего мира, окружения, общества способствуют возникновению сознания и Сверх-Я.
Согласно теории Фрейда развитие личности идет поэтапно, выделяется пять стадий психосексуального развития – оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Особенности прохождения этих стадий ребенком и обусловливают судьбу, характер, а также разновидность нарушений психики, проблемы и трудности в жизни взрослого человека.
Каждый из этих этапов развития характеризуется определенным способом проявления энергии либидо через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Либи́до - (похоть, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, введенных Фрейдом, обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Понятие включает не только само стремление к сексу, а всю энергию влечения к тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т.д. Если либидо удовлетворяется не полностью или неадекватным образом, человек рискует остановиться на достигнутой стадии, не развиваться дальше и у него фиксируются определенные черты личности.
Оральная стадия
Оральная стадия начинается сразу с момента рождения и продолжается примерно до полутора лет. На этой стадии (период кормления грудью) рот младенца становится эрогенной зоной – зоной удовольствия, и характеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять. А материнская грудь удовлетворяет не только потребность в пище, но и становится первым сексуальным объектом. Во время кормления ребёнка покачивают, поют ему песни или что-то говорят. Это уменьшает напряжение и ассоциируется ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие – недоверие, зависимость – независимость, чувство надежности, опоры или отсутствия надежности и опоры, т.е опасности мира. Формируются навыки любви.
Все дети испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, бутылочки с соской, пустышки, ибо это лишает их удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию и произошла его фиксация на первой фазе оральной стадии (примерно до 6 месяцев), то может сформироваться орально-пассивный тип личности, что проявляется в беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения, поддержки от окружающих.
Во второй половине первого года жизни в ребенка появляются зубы, начинается вторая фаза оральной стадии -орально-агрессивная, когда укусы становится средством выражения недовольства или даже наказанием за не предоставление удовольствия по первому требованию. Если фиксация происходит в этот период, то во взрослой жизни человек склонен спорить по любым поводам, пессимизму, критике, цинизму, эксплуатации, доминированию с целью удовлетворения собственных нужд и даже к садизму.
Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением: обжорством, курением, употреблением алкоголя, обгрызанием ногтей, жеванием жевательной резинки, словесной агрессивностью, поцелуями, преобладанием орального способа получения сексуального удовлетворения и т.п. Уже на данной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия
Эта стадия начинается примерно в полуторагодичном возрасте и продолжается примерно до трех с половиной лет. На этой стадии ребенок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом и перемещает внимание сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации, а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием. В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий и мочи.
Родители приучают ребенка к туалету по-разному, и способ приучения влияет на его позднее личностное развитие. В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста – удерживание (анально-удерживающий тип личности) или выталкивания (анально-выталкивающий тип личности). В первом случае протест выражается в удержании, замедлении процесса, чтобы заставить родителей ждать, осчастливить или наказать их таким образом, могут быть запоры. Во взрослой жизни человек характеризуется упрямством (как в хорошем, так и в плохом смысле), скупостью, накопительством, собирательством всего, что «может пригодиться», пунктуальностью, методичностью, неспособность переносить беспорядок и неопределенность. Во втором случаи протест выражается в выталкивании – родителей можно осчастливить чистым полом (постелью, штанами и т.п.) или наоборот – наказать грязным, могут быть расстройства ЖКТ. Во взрослой жизни – склонность разрушению, беспокойству по любым поводам и без таковых, импульсивность, жестокость, садомазохизм.
Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, у них развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.
Фаллическая стадия
Начинается после окончания анальной стадии и продолжается примерно до шестилетнего возраста ребенка. В этот период проявляется активный интерес к своему телу, его строению, к функциям отдельных органов, особенно половых. Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Появляется интерес к родителю противоположного пола, происходит идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Главный символ этого периода – мужской половой орган, фаллос, основная задача – половая самоидентификация. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения. Более подробно так называемый Эдипов период описан в заметках «Психология: Эдипов комплекс» (в отношении мальчиков) и «Психология: Электры» (в отношении девочек) на моем сайте.
Неразрешенные проблемы Эдипова периода расцениваются психологами и психотерапевтами, как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, похожего на родителя противоположного пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, проявление социальных моделей поведения, свойственных своему полу.
Латентная стадия
Буря утихла… Период примерно с шести до примерно двенадцати лет (у девочек чуть раньше) характеризуется снижением полового интереса, и ребенок активно направляет свою энергию на несексуальные цели: обучение, овладение определенными навыками (проявляется интерес к определенному делу или области знаний), освоение общечеловеческого опыта и культуры, форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения. В этот период, как считают многие психологи, в дружбе мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками проявляется гомосексуальная тенденция. Удовольствие получают от успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Фиксация на этой стадии выражается склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, когда успехи в работе, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, отношения с людьми, семья, дети, друзья (человеческие ценности) смещаются на второй план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.
Генитальная стадия
С двенадцати лет (у девочек чуть раньше) и до конца жизни – заключительный этап психосексуального развития человека. Происходит биологическое созревание в пубертатный период, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению, происходит прилив сексуальных сил. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним. Таким образом, развитие завершается наступлением психологической зрелости, характеризующейся способностью к безусловной любви к другому человеку, зрелой сексуальностью, отношением к детям, именно как к детям, стремлением реализовать свои способности на благо человечества.
Но этой стадии достигают далеко не все: многие люди по различным причинам останавливаются на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни. Человек взрослеет только телом, его психика остается детской, ему очень трудно своей детской психикой встречаться с реалиями взрослой жизни. И даже достигшие зрелости люди иногда регрессируют к более ранним стадиям развития под давлением жизненных трудностей. Но они способны вернуться к зрелому состоянию в отличие от тех, кто пятой стадии никогда не достигал. Согласно теории Фрейда, с чем соглашаются современные психологи и психотерапевты, нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описано два часто встречающихся типа нарушений в формировании характера на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. Психические гомосексуалисты не проявляют гомосексуальность, как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола. Часто это отражается в выборе профессии: выбирается такой род деятельности, где присутствие лиц противоположного пола минимально или полностью исключено (пример моряки, полярники и т.п), или осуществляется бегство от противоположного пола (пример заключенные, монахи и т.п). Второй тип нарушения – нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, внимание концентрируется только на себе, своих действиях и переживаниях. Главным становятся самоудовлетворение и самодовольство.
Переход на следующую стадию развития происходит в результате разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения на предыдущей стадии. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Само развитие есть процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Поиск удовольствия – внутреннее стремление, а удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве в основном от матери. Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания получать удовольствия господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе в удовлетворении принадлежит родителям или другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой может обусловить асоциальное поведение. Только когда ребенок способен действовать исходя из реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход к взрослому состоянию. В этом помогают защитные механизмы психики: часть инстинктивных желаний, не одобряемых в обществе, вытесняется из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.