Профессиональные дискинезии — это своеобразные функциональные двигательные нарушения, проявляющиеся в изолированных расстройствах высококоординированных движений. В различные периоды их относили к «профессиональным» и «координаторным» неврозам.

Описаны различные формы этого хорошо очерченного синдрома: дискинезии при письме (называемые также писчим спазмом, писчей судорогой, графоспазмом), дискинезии музыкантов, работников клавишных машин, телеграфистов, радистов, операторов ПК и др. Для

профессиональных дискинезии характерно длительное, хроническое течение. Болеют и мужчины, и женщины, как правило, после 30 лет. Обычно наблюдается постепенное развитие дискинезии. Больные часто даже не могут припомнить, когда появились первые затруднения при выполнении работы. При писчем спазме они начинают обращать внимание на быструю утомляемость

руки при письме, особенно при быстром. Появляется чувство неловкости в области запястья и кисти. Эти нарушения усиливаются, рука как бы перестает слушаться. У некоторых больных отмечается тремор во время письма. При выраженном треморе больным трудно начать писать, т. е. поставить перо на бумагу. Иногда процесс письма сопровождается болью, которая локализуется в области кисти, запястья или в мышцах предплечья, чаще в группе разгибателей. Боль или тремор могут быть первичными, если они предшествуют началу заболевания, и вторичными, если развиваются уже на фоне сформированной патологической позы. Первичные боль и тремор связаны не только с выполнением профессионального движения, вторичные появляются в момент его выполнения. Почти во всех случаях больным бывает трудно написать строчку. Они при этом пользуются различными приемами: подкладывают пальцы левой руки под кисть правой или просто указательным пальцем левой руки двигают кисть правой руки во время письма.

При писчем спазме изменяется почерк: буквы становятся неровными; нарушается слитность письма. При выраженном треморе каждая буква состоит из мелкоизвилистой линии.

Другие виды профессиональных дискинезий встречаются значительно реже, чем писчий спазм. При каждом из них развивается спазм определенной группы мышц. Так, у часовщиков это спазм круговой мышцы глаза, у скрипачей и гитаристов — спазм в левой руке, у пианистов — большей частью в правой руке, у играющих на духовых инструментах — спазм круговой мышцы губ,

у танцовщиц — судороги в мышцах ног и др. При более подробном расспросе у больных выявля- ются и общеневротические симптомы в виде снижения работоспособности, быстрой утомляемости, раздражи- тельности, плохого сна. Практически во всех случаях профессиональных дискинезий двигательные расстройства сопровождаются неуверенностью, тревожным ожиданием неудачи, боязнью плохо выполнить работу, что еще больше усугубляет нарушение того или иного профессионального движения. Поэтому для многих больных легче выполнять свою работу без посторонних, в одиночестве. У больных с профессиональными дискинезиями, у которых эмоционально-аффективные расстройства в виде тревожного ожидания становятся ведущими в клинической картине и сопровождаются выраженным страхом письма (или другого профессионального движения), можно предполагать наличие навязчивого страха письма или соответствующего профессионального движения. Именно эти случаи явились основанием для отнесения профессиональных дискинезий к особому так называемому неврозу ожидания. Когда же тревожное ожидание сопровождается вторичной ритуализацией, синдром профессиональной дискинезий следует рассматривать в рамках невроза навязчивых состояний. Своеобразием синдрома при истерии является резкое несоответствие предъявляемых жалоб степени выраженности нарушения.