Подавление сексуальности составляет очень частые симптомы в неврозе и простирается от едва заметной робости в отношениях с противоположным полом до полной импотенции или фригидности. Торможение сексуального желания может переживаться как неприязнь к сексуальной активности или недостаток интереса к противоположному полу и оказаться действенным без осознания индивидом (например, человек считает, что ему просто не представился шанс найти партнера, тогда как на самом деле он или она активно отвергали возможности знакомства).


Торможение может проявиться как импотенция (или фригидность), случившаяся, когда индивид на сознательном уровне жаждал секса. Бывает, что торможение охватывает всю сферу сексуальности, иногда же оно распространяется лишь на определенные ее стороны: например, на чувственность или нежность, переживание оргазма или определенный тип партнеров, или только на определенные сопутствующие обстоятельства, ассоциативно связанные с инфантильным опытом, некогда вызвавшим страх. В последнем случае торможение наступает при условиях, оживляющих инфантильный страх, или только при специфических обстоятельствах, например, отсутствии особых успокаивающих факторов.


Случается, что именно торможение позволяет бессознательным влечениям найти искаженный выход. Индивид, бессознательно опасающийся поранить сексуальных партнеров, может и на самом деле травмировать их своим заторможенным поведением: пассивно-женственная или мазохистическая установка может найти выражение в мужской импотенции, а садистическая установка во фригидности. Такой вариант все же не характерен. На бессознательном уровне индивид считает сексуальную активность опасной, поэтому защитные силы психики направлены на избежание сексуального акта и поддерживаются дисфункцией рефлекторной сферы.


Импотенция — соматическое расстройство, возникающее в результате защитных действий «Я», препятствующих инстинктивной активности, если она расценивается как опасная. Эти действия психологической защиты наверняка осуществляются непроизвольной бессознательной частью «Я», в которой и оперирует кастрационная тревога. «Я» отказывается от сексуального наслаждения, если оно расценивается как связанное с большой опасностью. Обычно опасность подразумевает комплекс кастрации: довлеет бессознательная идея, что введение пениса во влагалище грозит его повреждением. Страх утраты любви как причина импотенции играет меньшую роль.


Боязнь собственного возбуждения может осложнить кастрационную тревогу. Вполне понятно, почему источником опасности считается сексуальный акт: некогда страх ассоциировался с инфантильными сексуальными целями, сохраняющимися после отвержения на бессознательном уровне, всякий раз во время сексуального возбуждения страх возобновляется. Поскольку сохранение инфантильных сексуальных целей — одна из характеристик неврозов, нарушение потенции обычно сопутствует всем невротическим заболеваниям.