Миф об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!».

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

 Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

 

 

 

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864            Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тирессию Фимскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него – фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались примирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы семерых Героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

 

В психосексуальном развитии человека выделяется эдипова фаза (от 2,5 до 6 лет), этот термин употребляется как в отношении мальчиков, так и девочек, хотя само выражение «эдипов комплекс» относят к мужчинам, для женщин есть свой термин «комплекс Электры». Термин введен Зигмундом Фрейдом, и означает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю своего пола.

Так мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и осознаваемо) желая его смерти или исчезновения, ревнуя к нему мать. Он пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации, ведь он знает, что отец сильнее него. Вследствие страха кастрации в психике ребёнка формируется особая инстанция, которую Фрейд назвал Сверх-Я, под ее воздействием мальчик подавляет инцестуозные влечения к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Упрощая можно сказать так – мальчик чувствует, что его мать остается с отцом, он проиграл борьбу за нее и идентифицирует себя с отцом, в тайной надежде, что когда вырастит, то станет таким же сильным и мужественным, таким же умелым, как его отец, и тогда мать предпочтет его. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом, а в сравнении проявляются элементы конкуренции, что соответствует природе мужского поведения, и у него формируются мужские черты характера. Так разрешается ситуация.

В случае реализации бессознательных желаний и завоевания мальчиком большей части любви и внимания матери (как вследствие тяжелой болезни, в т.ч. алкоголизма или наркомании, смерти отца, развода родителей, частого и длительного отсутствия отца дома, когда мальчик остается с матерью), так и не полного выполнения отцом своих мужских функций в семье, говорят о так называемом «эдиповом триумфе». Он имеет тяжелые последствия, особенно если какое-либо из вышеописанных событий произошло до шестилетнего возраста ребенка. Мальчику не с кем себя идентифицировать, или он не хочет идентифицировать себя с деструктивным отцом и идентифицирует себя с матерью, что приводит к формированию женских черт характера, а как следствие психологического инцеста (не говоря уже о физическом, что тоже встречается) – импотенции или донжуанства. Во взрослой жизни такие мужчины, стремясь найти спутницу жизни, на самом деле подсознательно ищут мать, что приводит к нестабильности отношений с женщинами. В более тяжелых случаях нарушается половая идентификация, и проявляются гомосексуальные влечения, как способ бегства от инцеста.

Кроме того у мальчика нет опыта конкурентной борьбы, и во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала, а образ отца может переноситься на соперника с детскими реакциями: обидой, злостью, чувством своей никчемности, попытками что-то доказать – себе или другим. Такие мужчины не терпят над собой никакого начальника, не уживчивы в коллективах. Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь (как к сыну), взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

Характерной особенностью этого комплекса является формирование собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать так хочет компенсировать отсутствие любви отца к сыну, и создает обоюдную зависимость – сын зависим от нее, а она от сына, что крепко привязывает мужчину к своей матери и мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье. Часто такая мать «выживает» всех невесток, способствуя тому, что сын не имеет постоянных и стабильных отношений с женщиной, что и требуется матери для сохранения своей власти над сыном. Бывает, что всю жизнь они проживают вместе, а после смерти матери сын тоже не живет долго. Знаю много примеров, когда способом бегства сына от инцеста явилось его самоубийство, чаще в виде «несчастного случая».

В отношениях с женщинами такой мужчина похож на ребенка: капризный, требует постоянной опеки, внимания только ему, мелочно-придирчив и требователен. Не удивительно, что и сами женщины быстро прекращают отношения с такими мужчинами. Часты сексуальные проблемы, ведь такой мужчина подсознательно ищет мать в каждой встречной женщине и «влюбляется» именно в таких женщин, которые внешне, чертами характера или поведением напоминают мать. А секс с матерью в нашей культуре запрещен.

Бывает, что сначала и отношения и секс хорошие, но когда женщина рожает ребенка – начинаются все описанные выше проявления комплекса – она стала матерью! И пусть это мать их ребенка, но черты матери усилились, что и приводит к активизации энергии комплекса, и как следствие активизации начинаются семейные драмы, часто ведущие к разводу родителей, что в свою очередь способствует развитию целого «букета» комплексов у ребенка.

Остро стоит вопрос «что делать?», а вопрос «кто виноват?» здесь не уместен. Ответ на этот вопрос прост – разорвать эмоциональную связь с детской семьей, ибо стать взрослым, относится к женщине, как женщине, может только тот мужчина, который разорвал эмоциональную связь с матерью, он взрослый не только телом. Но это легко написать, еще легче прочитать, но не так просто сделать, ибо связи эти прочны, невидимы, не определяемы приборами и их не получится разорвать только сознательным решением или волевым усилием: «Вот прямо сейчас я беру и разрываю эмоциональную связь с матерью и стаю взрослым». Это большая внутренняя работа, это внутреннее взросление, труд души, процесс, а о разрыве связи свидетельствует символ, подымающийся с глубин бессознательного и проявляющий себя во сне.

Как психолог, я работаю с такими проблемами, и как свидетельствует мой опыт, каждый, кто стремится к самопознанию и совершенствованию себя получает достойную своего труда награду. Процесс психотерапии – это и есть взросление и духовное развитие. Дорогу осиливает идущий. Желаю вам победы на этом пути.

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

0